Учитель это должность или профессия

Профессия и должность – понятия хотя и разные, но тесно связаны между собой. От профессии, как правило, зависит круг должностей, на которые человек может претендовать. В границах одной профессии можно занимать совершенно разные должности. Чтобы выделить разницу, необходимо определить сущность этих понятий.

Что такое профессия?

Профессия – это род трудовой деятельности, предполагающий наличие определенных теоретических знаний, которые подкрепляются рядом навыков, приобретенных путем целенаправленной подготовки.

Слово профессия имеет латинское происхождение и означает выступление на публике. Жители Древнего Рима называли так род занятия, которому человек посвящал всю свою жизнь, и о котором заявлял публично. Профессия определяет, в какой сфере человек трудится, указывает на содержание его работы.

В древние времена людей объединяло одно общее дело: добыча пропитания и поддержание жизни. Первое разделение труда осуществлялось по половому признаку: мужской и женский. При первобытном строе труд делился на земледелие и скотоводство. Развитие общественного строя выделило торговлю и ремесло. В рабовладельческий период люди делились на крестьян, ремесленников и купцов. Разделение труда на профессии возникло с развитием мануфактуры, когда значительно расширился род занятий. Так появились гончары (производство глиняной посуды), бондари (изготовление бочек и другой деревянной посуды), винокуры (производство алкогольной продукции) и другие. Люди углублялись в отдельный вид деятельности, формировали и накапливали знания, передавали их по наследству. Существовали целые профессиональные династии.

В настоящее время профессий очень много, и перечесть их невозможно. Меняется жизнь – меняются профессии. Одни становятся невостребованными и исчезают, другие появляются. Например, повсеместная компьютеризация вытеснила такую профессию, как секретарь-машинист, но стала причиной возникновения программистов; на смену ямщиков-извозчиков пришли современные водители такси. Причиной таких изменений является стремительное развитие науки, техники и электроники.

Что такое должность?

Должность – это служебное место, связанное с выполнением рядя конкретных служебных обязанностей. Любая должность имеет свое название и назначение.

Должность является структурной единицей определенной организации (государственной, частной, муниципальной, международной). С ее помощью осуществляется четкое разграничение обязанностей на предприятии, формируется иерархия. Должность определяет права и обязанности сотрудника, его полномочия и степень ответственности в рамках трудовой деятельности, размер заработной платы. Все это документально закрепляется нормативными актами, как государственными, так и внутренними (корпоративными).

Существуют должности, занимать которые могут только представители конкретных профессий. Например, участковым врачом может быть только врач-терапевт. В то же время существуют должности, на которые подойдут различные специалисты. Например, менеджером по кадрам может стать как психолог, так и юрист.

По содержанию осуществляемой деятельности должности делятся на руководителей (выполняют функцию управления коллективом и организации деятельности), специалистов (квалифицированных рабочих) и технических исполнителей (выполняют работы под руководством специалистов).

Чем отличается профессия от должности?

  1. Профессия – это род деятельности, а должность – это занимаемое место. Часто должность, которую занимает человек, значительно отличается от приобретенной им профессии (учился на педагога, а работает администратором в кафе).
  2. Наличие профессии подтверждает документ о высшем или средне-специальном образовании. Должность закреплена корпоративным документом (приказ либо распоряжение руководителя) и опирается на государственные нормативно-правовые акты.
  3. Занимаемая должность указывается в трудовой книжке. Профессия же не отмечается.
  4. Обретение профессии предполагает получение образования и сдачу ряда экзаменов. А должность можно занять всего лишь пройдя собеседование либо стажировку на предприятии.
  5. Понятие «профессия» шире, чем понятие «должность». Например, педагог – это профессия. Учитель русского языка и литературы в конкретной школе – это должность.

Таким образом, должность определяет социальный статус человека, его место в обществе. Получить должность можно не только на основании квалификации, но и за счет личностных качеств. Профессия же формирует круг знаний, умений и навыков, на которые человек опирается, при устройстве на работу. Правильно выбранная профессия позволяет человеку максимально реализовать свои возможности и способности, ощутить себя нужным и полезным членом общества. Поэтому выбор профессии – очень важный этап в жизни каждого человека.

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

«Педагог – должность или призвание?»

Учитель начальных классов

Каждое утро повторяю как молитву,

взывая к тому лучшему, что есть во

мне. Мне доверен ребёнок; это мой

гость дорогой; я благодарен ему за то,

Учитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, лётчики и инженеры – всё начинается здесь. Сумеешь ли ты вырастить и воспитать их? Чему научишь? Какой след оставишь в юных сердцах?

Учитель – должность или призвание, данное свыше? Для кого-то — это профессия, а для меня. Для меня никогда не стоял вопрос: «Кем быть?» В пять лет я твёрдо знала, что буду учителем, и ни в какой другой профессии себя не представляла.

Читайте также:  Срок ответа на разъяснения по 44 фз

И вот я учитель! Не просто учитель – 30 лет я учитель начальных классов. Первый учитель есть в жизни каждого человека. «Какая ты, наша первая учительница?» — спрашивают пытливые глаза первоклассников. И ответный немой вопрос: «Какие вы, мои дети?»

Мои дети понесут в жизнь всё то, чему я их научу, а также и то, в чём промахнусь. Поэтому ежедневно чувствую ответственность за будущее моих учеников. Л. Н. Толстой говорил: «Учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце». Смотрю в глаза моих учеников и вижу в них безмерное доверие, наивность, любознательность и понимаю, что должна не просто вложить в детей премудрости наук, главное – научить детей впитывать знания с охотой, открыть перед ними мир, научить их жить в этом мире.

В моём профессиональном опыте бывали моменты, когда очередной успех детей давал силы и за спиной как будто вырастали крылья, хотелось творить ещё, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя. Бывали минуты, когда опускались руки и казалось, что все мои возможности исчерпаны, но придя в школу и увидев детей, я понимала, что нужна им, что нужно работать над собой и искать новые пути и подходы в работе с ними.

В обществе происходят постоянные перемены, изменяются ценностные ориентации, развиваются новые технологии, появляется новая информация. Современный урок уже основывается на деятельностном подходе, в котором ученики являются активными субъектами учебно-воспитательного процесса и приобретают способность действовать в различных проблемных ситуациях. Меняются и приходящие к нам ученики. Жизнь нынешнего ученика не менее динамична, чем жизнь общества. Сегодняшний школьник прекрасно ориентируется в мире информации, что, несомненно, развивает его интеллект, но не будит его душу. И сегодня, больше, чем когда бы то ни было меня волнует духовно-нравственный мир ребёнка. Поэтому я стремлюсь предотвратить пустоту души, убогость интересов, пытаюсь разбудить в каждом стремление работать над собой, воспитываю отзывчивость сердца. Какими вырастут мои ученики? Покажет время.

Я учу своих учеников, а они учат меня. Они – мои Учителя. Я ощущаю это каждый день, каждую минуту, что нахожусь рядом с ними. У них я учусь быть искренней, восхищаться каждой мелочью, удивляться и радоваться, смеяться и плакать, не стесняясь своих слез.

Дети очень тонко чувствуют, какой учитель перед ними. Любит он их или просто «либеральничает», знает он предмет или нет, понимает он их потребности или нет. Наверное, прежде всего учитель должен сам перестроиться. Чтобы грамотно преподавать, заинтересовать ученика, учителю нужно понять потребности современного школьника. А для этого необходим учитель, влюблённый в свой предмет, уважающий личность учащегося, способный воспринять его точку зрения, учитель-психолог, учитель, владеющий ИКТ, учитель-соратник.

На мой взляд, слово учитель — и не слово вовсе, а аббревиатура. В нём зашифрованы семь главных качеств, необходимых для занятия этой профессией:

У важение к учащимся, к их точкам зрения и внутреннему миру.

Ч естность перед учащимися и самим собой.

И нтеллект, позволяющий передавать колоссальный багаж знаний.

Т еплота, душевная, человеческая, которой иногда не хватает ученикам.

Е стественность, необходимая для взаимопонимания с учащимися.

Л ёгкость характера, без которой не сберечь здоровья в условиях постоянных переживаний и стрессов.

Ь мягкость, необходимая при решении неизбежных проблем.

Конечно, таким учитель должен быть в идеале. Я стремлюсь к идеалу, люблю свою профессию.

Несмотря на трудности, никогда не испытывала чувство скуки и пустоты, и каждый год с нетерпением жду 1 сентября. Переступив порог школы в очередной раз, я с теплотой посмотрю в широко открытые глаза детей, улыбнусь и с любовью скажу: «Здравствуйте, мои хорошие!»

Так, учитель – должность или призвание, данное свыше.

Учитель – человек, задействованный в сфере образования, который обучает и воспитывает молодое поколение. Его задача так преподнести информацию, чтобы слушатели смогли ее запомнить, понять и научились использовать полученные знания в жизни.

Основная цель преподавателя – обучать, воспитывать, развивать способности детей, а также обучаться самому на протяжении всей жизни.

Педагог не только обучает наукам, но и воспитывает в людях духовность и нравственное начало. Подробности о работе и учительских буднях узнаете из видео:

История профессии

Если углубится в историю, то все начиналось с простых вещей, когда старшее поколение делилось своими знаниями с молодыми людьми. Таким образом, происходило развитие первобытного общества.

  1. Первые школы стали появляться в Древней Греции. В этом регионе родилось большое число талантливых людей. Древнегреческие философы и по сегодняшний день известны всему миру.
  2. В Средние века правители и монахи должны были получить образование в обязательном порядке. Стали появляться первые университеты.
  3. Массового характера образование достигло лишь в период Нового времени. Все знатные особы проходили обучение. Девушки учились в закрытых пансионах, где их обучали музыке, иностранным языкам, правилам хорошего тона. Для молодых людей стало престижным получение военных специальностей. Приобретает популярность обучение на дому.
  4. Со временем занятия стали проходить в общественных и воскресных школах. Образование стало доступно даже для простолюдинов. В советские времена в учебу погрузилось все население. Не было такой деревни, где бы отсутствовала школа. Вот с этого времени профессия педагога стала довольно-таки распространенной и востребованной.
Читайте также:  Амо зил акция именная 1000 стоимость

Профессиональный праздник

Для работников сферы образования знаменательным днем стал День учителя. До 1994 года его праздновали в первое воскресенье октября, а сегодня торжество отмечают 5 октября

Разновидности (специализация)

Профессия педагог включает в себя такие специальности, как:

  • воспитатель дошкольного учреждения, ведущую роль в организации воспитательно-образовательного процесса;
  • учитель младших классов;
  • учитель-предметник в школе (учитель физики, математики, географии, учитель истории, химии, ИЗО, учитель трудового обучения, учитель информатики и прочие);
  • преподаватель в среднем и высшем учебном заведениях.

Можно работать преподавателем или учителем, специалистам, которые прошли курс педагогического образования или он входил в курс обучения, а так же тем людям, которые освоили одну из специфических специальностей:

  • педагогику;
  • учитель начальных классов;
  • педагогику дополнительного образования;
  • хореографию.

Плюсы и минусы профессии учителя

Среди положительных сторон профессии можно отметить:

  • наличие гибкого графика работы;
  • работа является творческой и требует постоянного саморазвития;
  • дополнительный доход за счет занятия репетиторством;
  • добавляют позитива победы учеников;
  • уважение социума и авторитет среди учащихся;
  • возможность всегда пойти в отпуск летом, да еще и на целых дав месяца;
  • постоянный заряд энергией и оптимизмом от общения с молодежью.

К отрицательным факторам относят:

  • невысокую заработную плату в государственных учреждениях;
  • нервную работу, которая должна сопровождаться колоссальным терпением;
  • необходимость готовить материал к предстоящим урокам, проверять тетради, что отнимает значительную часть личного времени;
  • участие в общественных работах и ведение излишней документации;
  • плохие предпосылки для служебного роста;
  • ежегодная проработка одних и тем же тем, что порой бывает скучно;
  • зачастую сугубо женский коллектив.

Требования к профессии педагога

Учитель должен быть примером во всем для своих учеников, поэтому к людям этой профессии предъявляют повышенные требования.

Кроме того, что педагогическое образование предполагает богатый опыт, стремление к постоянному самообучению и развитию, от педагога ждут, чтобы он:

  • отлично знал свой предмет;
  • умел ладить и находить общий язык с детьми всех возрастов и их родителями;
  • красиво и интересно подавал материал аудитории;
  • владел ораторским мастерством;
  • был хорошим организатором и умел договариваться с людьми;
  • демонстрировал гибкость;
  • умел быстро принять необходимое решение;
  • любил детей;
  • подходил к преподаванию творчески;
  • умел подстраиваться под ситуацию и вносить коррективы в учебный план, чтобы добиться необходимых результатов;
  • проявлять находчивость при любых обстоятельствах;
  • умел воплощать в жизнь педагогические цели;
  • обладал грамотной речью и проявлял ее при письме;
  • выявлял интересы учащихся;
  • подходил к ситуации с психологической точки зрения;
  • был примером для окружающих.

Должностные обязанности учителя

На должности педагога, человек обязан выполнять следующие функции:

  • Формировать рабочие программы и календарный план работы на весь период учебного года. Он обязан включать цель, задачу курса, и каким должен быть результат, чего должны достичь и что усвоить ученики.
  • Составлять поурочные планы. Обычно их готовят вечером к завтрашним занятиям. Каждый вечер, готовясь к завтрашнему дню, педагог подробно описывает план проведения урока, подготавливает ответы на возможные вопросы учащихся.
  • Выбирать наиболее действенный метод работы. Ведь, чтобы материал был максимально усвоен, его необходимо подать в доступной и интересной форме.
  • Брать на проверку тетради: исправлять ошибки, оценивать сочинения.
  • Составлять различные официальные бумаги: рекомендательные письма, описания, характеристики и прочее.
  • Внимательно заполнять журнал, так как в нем нельзя допускать ошибок.
  • Проводить уроки, ежедневно выступая перед учениками, излагать необходимый материал, ставить актуальные цели и задачи.
  • Все держать под контролем: поведение, успеваемость детей, их взаимоотношения со сверстниками.
  • Справедливо оценивать знания, не руководствуясь личными симпатиями.
  • Дополнительно вести кружки и секции.
  • Направлять учащихся в нужном направлении при занятиях ими научной деятельностью, обсуждать с ними их доклады и исследования, указывать на возможные ошибки.
  • Заниматься самообразованием. Со временем все изменяется, как в повседневной жизни, так и в сфере образования: происходят новые открытия, подтверждаются недоказанные ранее факты. Хороший преподаватель следит за изменениями, происходящими в мире.
  • Проводить родительские собрания.
  • Организовывать различные мероприятия, как в стенах класса, так и общего школьного масштаба.
  • Сопровождать школьников при групповых поездках в турпоходы и на другие культурно-массовые мероприятия.

Ответственность учителя

Педагогические работники несут ответственность, кроме как за ненадлежащее выполнение пунктов раздела «обязанности» своей должностной инструкции, за жизнь и здоровье детей.

Они могут быть привлечены к административной ответственности за:

  • оскорбление детей;
  • избиение школьников, даже если это удар линейкой по рукам;
  • постоянное психологическое воздействие на психику ученика;
  • вымогательство денежных средств для собственных нужд.
Читайте также:  Обязан ли я открывать дверь полиции

Полномочия

К сожалению, у современного учителя практически нет никаких прав.

Конечно, в трудовом договоре сказано, что он имеет право на:

  • неполный рабочий день – но в свободное от занятий время, ему приходится проверять тетради, готовить тему следующего урока, встречаться с родителями;
  • на защиту своего достоинства – однако, случается, что в адрес людей этой профессии нерадивые школьники бросают ругательства, и при этом остаются безнаказанными;
  • на охрану собственного здоровья в рабочее время – вот только часто педагогам приходится пребывать в стрессовом состоянии, работая с тяжелыми детьми;
  • невыполнение поручений администрации, если они не прописаны в его должностной инструкции – но отказавшись провести концерт или сделать ремонт, ты сразу станешь « изгоем» общества;
  • невмешательство родителей в учебный процесс – однако, учителям постоянно предъявляют претензии по поводу воспитания, обучения и оценки знаний их детей.

Особенности профессии

  1. Деятельность педагога находится в тесной взаимосвязи с работой воспитанника.
  2. Учитель готовит и формирует будущее общество страны, поэтому он должен прививать детям принципы и идеалы, надиктованные социумом, приближая их к общественно значимым.

Профессиональные навыки и умения

Подавая резюме на вакансию преподавателя в разделе « навыки и умения» стоит указать следующее:

  • знания общих или специальных предметов, на которых специализируется соискатель;
  • знание основ детской психологии и опыт ее применения;
  • умение пользоваться ПК и другой офисной техникой;
  • навыки охраны здоровья детей в учебном заведении;
  • участие в организации культурно-массовых детских мероприятий, таких как постановка танцевальных номеров, ведение экскурсий, туристических походов и прочее;
  • опыт проведения факультативных занятий и знание методики образования;
  • работа с документацией и познания в области делопроизводства (составление отчетности, ведение журналов).

Личные качества учителя

Профессия подходит людям, которые:

  • любят детей;
  • наблюдательны: умеют разглядеть в ребенке потенциал и развить скрытые способности;
  • ответственны и терпеливы;
  • могут заинтересовать школьников;
  • обладают ораторскими и организаторскими способностями;
  • коммуникабельны и справедливы;
  • способны фокусировать внимание одновременно на нескольких вещах;
  • психически и эмоционально уравновешенны;
  • наделены выдержкой, самоконтролем и самообладанием;
  • умеют справиться с конфликтной ситуацией; терпение;
  • уважают других;
  • стремятся к саморазвитию и самопознанию;
  • являются оригинальными, находчивыми и разносторонними личностями;
  • проявляют энтузиазм и целеустремленность;
  • тактичны и артистичны;
  • требовательны не только к другим, но в первую очередь к себе.

Педагогами становятся люди с широким кругозором, они внимательны и обладают хорошей памятью.

Карьера преподавателя

У людей этой профессии не так уж много возможностей для карьерного роста. Вы можете дорасти до заведующего учебной частью или завуча. В перспективе можно стать директором школы.

Квалифицированным преподавателям могут предложить руководящую должность в РОНО или ГорОНО.

Для сотрудников университета все происходит по той же схеме. При хороших тенденциях, Вам предложат место декана, после чего появится вероятность занять пост ректора.

Чтобы обойти конкуренцию, требуется показать высокий уровень педагогического мастерства. Успешность оценивается, прежде всего, достижениями его учеников. Их победы в олимпиадах и конкурсах – результат работы педагога.

Должность педагога может способствовать открытию частного бизнеса или курсов по изучению в России китайского языка, итальянского языка, французского языка, а так же занятиям репетиторством.

Преподаватель иностранного языка имеет реальную возможность работать переводчиком после окончания специализированных курсов, либо на фрилансе

Места работы

Педагоги могут работать:

  • в образовательных организациях, таких как детские сады, школы, колледжи, техникумы, высшие учебные заведения;
  • в социальных учреждениях, например приюты, детские дома, интернаты, детско-юношеские спортивные школы и прочее;
  • в органах правопорядка (детских приемниках-распределителях, колониях);
  • в городских и муниципальных учебно-методических центрах.

Преподаватели зачастую дополнительно занимаются репетиторской деятельностью или ведут подготовительные занятия для дошкольников.

Сколько зарабатывает учитель

Заработная плата складывается из:

  • ставки;
  • надбавок;
  • премий за добросовестный труд.

Учителя без опыта работы получают примерно 161 доллар, а специалисты высшей категории зарабатывают до 278 долларов. Работа в частных школах предполагает совершенно новый уровень оплаты, однако на карьерный рост в таких учреждениях вряд ли стоит возлагать надежды.

Преподаватели могут увеличить свой доход, совмещая рабочие обязанности с подработкой репетитором.

Как стать педагогом

Стать учителем возможно с наличием профильного педагогического среднего специального или высшего образования по определенному направлению. Заниматься преподавательской деятельностью также можно после окончания педагогического института, университета или колледжа. Заочная система обучения также приветствуется.

Сильной стороной педагогического колледжа является обширная практика. Благодаря ей учителя получают огромный опыт. Период обучения в нем составляет от трех до четырех лет, по истечению которых студенту выдается диплом, позволяющий ему трудоустроиться. Если Ваши амбиции предполагают карьерный рост, то нужно идти учиться дальше.

Вузы, в отличие от колледжей, дают большой объем теоретических знаний, но ограничивают будущих специалистов в практических навыках.

Жизненный урок из известного фильма. Чему нужно учить:

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock
detector