Содержание
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
С изменениями и дополнениями от:
6 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 июня, 2 июля, 21, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 5 апреля, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 7 июня, 29, 31 декабря 2017 г., 29 июня, 3 августа, 30 октября, 28 ноября 2018 г., 1 мая, 2 августа 2019 г.
Принят Государственной Думой 8 июля 2011 года
Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года
ГАРАНТ:
См. Нормативные правовые акты, принятые в целях реализации настоящего Федерального закона
См. Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением настоящего Федерального закона, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г.
См. Обзоры изменений законодательства для специалистов по госзакупкам
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Президент Российской Федерации
Москва, Кремль
18 июля 2011 г.
N 223-ФЗ
Принят Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц.
Речь идет о госкомпаниях, субъектах естественных монополий, госкорпорациях, организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Он также распространяется на унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с долей государственного (муниципального) участия более 50%, на "дочек" и "внучек" перечисленных юрлиц.
Установлены основные требования к проведению закупок. Это, в частности, информационная открытость; отсутствие дискриминации участников и необоснованных ограничений конкуренции; целевое и экономически эффективное расходование средств на приобретение товаров, работ, услуг. Преимущественными способами закупок являются открытые торги в форме конкурса или аукциона. Установлено требование о повышении доли закупок инновационной продукции.
На заказчиков возлагается обязанность разработать положение о закупках и разместить его на официальном сайте по госзакупкам. В положении можно указывать иные (кроме конкурса или аукциона) способы закупки. В этом случае разъясняется порядок проведения закупки таким методом.
Правительство России определяет перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
Предусмотрено ведение реестров заключенных договоров и недобросовестных поставщиков.
Определены случаи, когда участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 22 июля 2011 г. N 159, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 30 (часть I) ст. 4571
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 263-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2019 г.
Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 70-ФЗ
Изменения вступают в силу с 31 июля 2019 г.
Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ
Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.
Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 391-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.
Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 июня 2018 г., за исключением пунктов 2, 3 и подпункта "в" пункта 4 статьи 1, вступающих в силу с 1 июля 2018 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 31 декабря 2017 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 496-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ
Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ
Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 108-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 474-ФЗ
Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ
Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 249-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 26-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением дополнения частью 8.1 статьи 3 , вступающего в силу с 1 января 2017 г. и частью 21 статьи 4, вступающего в силу с 1 января 2016 г., и статьей 4.1, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 115-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 324-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Специальное предложение — цена иска до 2 млн. рублей | от 100.000 рублей |
Базовое предложение | |
А) цена иска от 2 до 6 млн. рублей | от 200.000 рублей |
Б) цена иска от 6 до 10 млн. рублей | от 500.000 рублей |
Особо сложные дела | 1 — 6 млн. рублей |
Ведение арбитражного дела за пределами Москвы | от 300.000 рублей |
Ни один уважающий себя адвокат не может и не должен гарантировать своему клиенту победу в судебном споре. Подобных гарантий я никогда не даю. Однако это не значит, что адвокат вообще не может что-либо гарантировать своему клиенту.
Я, Демьянчук Александр Владимирович, гарантирую каждому своему клиенту следующее:
1. Оказанные мной юридические услуги всегда будут высшего качества — ошибки исключены! Мои победы в сложных делах являются тому надежным доказательством. Мало кто может предъявить подобные результаты!
2. Если дело не имеет положительного решения (заведомо проигрышное), я никогда за него не возьмусь. Мне нужны только победы, а не осваивание бюджета клиента. Только победа в судебном споре является залогом того, что клиент повторно обратиться к адвокату, на деле доказавшему свой профессионализм и эффективность.
3. Пусть и крайне редко, но я все-таки терпел поражение в суде. К сожалению, высокая квалификация адвоката еще не гарантирует победу в суде. Однако я всегда делаю все ради достижения победы. Безинициативность, пассивность — это не про меня. Пока есть шанс на победу, я не сдаюсь!
4. В случае полного поражения в суде я обжалую решение во всех судебных инстанциях РФ. Оплата моих услуг по обжалованию осуществляется только в случае полной или частичной победы пропорционально полученному результату!
Я профессионал и поэтому предоставляю данные гарантии каждому своему клиенту!
Оказание юридических услуг по Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» имеет свою специфику. Это соблюдение организатором закупок антимонопольного и административного законодательства. Но как только договор заключен в соответствии с законом №233-ФЗ, начинают действовать положения Гражданского кодекса РФ об обязательствах. Кроме того, данный закон имеет определенное сходство с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части организации закупок и включения сведений о нарушителе в реестр недобросовестных поставщиков.
За 23 года адвокатской практики мной накоплен успешный опыт оказания юридических услуг по разрешению споров, связанных с нарушением исполнения обязательств по договорам поставки, подряда и оказания услуг. В моем активе есть судебные решения, которыми формальный нарушитель полностью освобождался судом от ответственности. Основание – были предоставлены доказательства невозможности исполнения им обязательства до тех пор, пока противоположная сторона не предоставит встречное исполнение. В других случаях удавалось доказать, что нарушение обязательства произошло не только по вине моего клиента, а по вине обеих сторон. На этом основании кардинально снижался размер ответственности. Экономия достигала от 10 до 36 раз! Даже при наличии исчерпывающих доказательств вины клиента мне удавалось находить ошибки в расчете взыскиваемой неустойки (штрафов, пеней) и снижать размер взысканной с него суммы.
Другим немаловажным аспектом моей деятельности является оказание юридических услуг по разрешению споров, связанных с расторжением заключенных в порядке ФЗ-223 договоров из-за существенного нарушения поставщиком, подрядчиком, исполнителем его условий. Помимо несения убытков, нарушитель рискует попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Оказываемые мной услуги позволяют избегать таких последствий.
Если у Вас возникли вопросы, требуется консультация или мои юридические услуги по закону №223-ФЗ, свяжитесь со мной удобным Вам способом.
Я готов прийти Вам на помощь!
Я гарантирую оказание Вам профессиональных услуг!
Кто является заказчиком по 223-ФЗ
Заказчик по 223-ФЗ — это организация, в уставном капитале которой, помимо собственных средств, присутствует доля государства в размере 50 % и больше. Закон выделяет (ч. 2 ст. 1):
- Государственные корпорации и компании.
- Публично-правовые компании.
- Субъекты естественных монополий.
- Организации, которые ведут регулируемую деятельность в сфере газо-, водо-, тепло- и электроснабжения и т. д.
- Автономные учреждения.
- Хозяйственные общества (50 % капитала — доля государства).
- Дочерние компании (50 % капитала — доля субъектов из п. 1-6).
- Дочерние компании (50 % капитала — доля субъектов из п. 7).
- Бюджетные учреждения, использующие гранты, собственные средства, привлекающие субподрядчиков по исполняемым контрактам.
- ГУП и МУП, покупающие за счет грантов и собственных средств, при привлечении субподрядчиков по исполняемым контрактам, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы. Пункт применяется при наличии положения о закупках, утвержденного и размещенного до 01.01.2019.
- ФГУП из перечня (Распоряжение Правительства РФ № 2931-р от 31.12.2016).
В качестве примеров таких организаций можно привести:
- ПАО «Газпром».
- ООО «Газпром Инвест».
- АО «ЭК Ленэнерго».
- СПбГБУК «ЦПКиО им. С.М. Кирова».
Такие организации имеют большие денежные ресурсы из-за государственной поддержки. Благодаря закупочной деятельности, они стимулируют поставщиков к участию в тендерах, расширяют их возможности, развивают конкуренцию. Причем расходовать деньги и удовлетворять нужды они должны эффективно. Но есть риск, что такие покупатели могут злоупотреблять своим положением. Именно поэтому для таких компаний создан отдельный закон — 223-ФЗ.
Полный перечень ФГУП, которые закупают по 223-ФЗ
Обязанности и права заказчика по 223-ФЗ
Есть особенности того, как проводятся закупки заказчиком по 223-ФЗ. Основным внутренним документом здесь является положение о закупке (ч. 2, 3 ст. 2), где подробно прописан порядок и все этапы такой деятельности. Документ публикуют в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.
Сохраняется обязанность приобретать часть продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ч. 8 ст. 3). Раздел об этом должен быть в плане.
В законе прописаны и права заказчика:
- Требовать от участников отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков по законам № 223 и № 44.
- Все документы можно публиковать не только в ЕИС, но и на собственном сайте (кроме гостайны).
- Разрешается не публиковать сведения о процедурах, суммы которых меньше 100 000 руб., а при выручке более 5 млрд руб. — менее 500 000 руб. (ч. 15 ст. 4).
Можно ли пожаловаться в ФАС
Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС (ч. 10 ст. 3), чтобы подать жалобу по 223-ФЗ на действия заказчика, если:
- Нарушены правила размещения положения о закупке в ЕИС.
- От поставщиков требуют документы, не предусмотренные тендерной документацией.
- Продукция приобретается без действующего положения и без применения положений закона № 44.
- Опубликована недостоверная или вообще отсутствует информация в ЕИС о годовых объемах закупки у субъектов МСП.
В целом алгоритм подачи жалобы будет аналогичен нормам закона № 44.
Штрафы по 223-ФЗ для заказчиков 2019 года
Дела о нарушениях рассматривает ФАС (ст. 23.83 КоАП РФ). Размеры штрафов за то или иное нарушение собраны в таблице.
Нарушение по 223-ФЗ
Сумма на должностное лицо, руб.
Сумма на юрлицо, руб.
Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной
От 10 000 до 30 000
От 100 000 до 300 000
Нарушены сроки публикации информации о закупках
От 2000 до 5000
От 10 000 до 30 000
Нарушены сроки публикации изменений
Утвердили документацию, которая не соответствует законодательству
От 2000 до 3000
От 5000 до 10 000
Отклонили участника, провели оценку и рассмотрели заявки на основании требований и критериев, которые не предусмотрены документацией
От 2000 до 3000
От 5000 до 10 000
Неправильно направили сведения о недобросовестных участниках в РНП
От 10 000 до 15 000
От 30 000 до 50 000
Не выполнили предписание контролирующего органа (ФАС)
От 30 000 до 50 000
От 300 000 до 500 000
Подробнее о том, когда оштрафуют, рассказали в статье «Ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках».
08.11.2018 на официальном сайте проектов нормативных актов ФАС разместила проект Федерального закона. Проектом устанавливается административная ответственность в закупках по 223-ФЗ, в том числе и за задержку оплаты. Таблицу новых наказаний найдете в статье «Дождались! За задержку оплаты по 223-ФЗ будут наказывать».