Электронные трудовые книжки минтруд

LuckyImages / Shutterstock.com

Вопросам внедрения электронного кадрового документооборота, целесообразности заключения электронных трудовых договоров и обеспечения защиты прав работников при применении цифровых технологий были посвящены прошедшие вчера в Госдуме парламентские слушания с участием депутатов, представителей профильных министерств и профессионального сообщества. В ходе обсуждения эксперты пришли к единому мнению – введение электронных трудовых книжек является перспективной новацией. "Сегодня ни одна из областей нашей жизни не может избежать влияния "цифры". Поэтому реальность вынуждает законодателей делать конкретные шаги в этом направлении", – убежден депутат Госдумы Владимир Жириновский.

Действительно, инициатива об отмене трудовых книжек на бумажных носителях обсуждалась неоднократно. Вместе с тем участники слушаний предложили сделать внедрение электронных трудовых книжек на предприятиях добровольным.

Шкловец Иван Иванович,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости.

6 марта 2018 года

Актуальные вопросы и практика применения трудового законодательства

Как рассказала заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова, работники и профсоюзы не готовы отказываться от бумажных документов, в том числе и трудовых книжек. "Если и вводить такую систему, то очень аккуратно", – считает она. В частности, Минтруд России предлагает ввести трудовые книжки в электронном виде только для работников, впервые подступающих на работу, то есть им уже бумажные версии не выдавать. При этом предполагается, что те работники, кто уже имеет трудовые книжки, будут пользоваться ими до окончания своей трудовой деятельности. С такой позицией согласился председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Жигарев. "Переход с бумаги "на цифру" должен быть постепенным. Со временем этот формат станет привычным для всех", – подчеркнул он.

По словам Любови Ельцовой, разработка документов об электронных трудовых книжках будет длиться до 2018 года, а внесение законопроекта в Госдуму запланировано на февраль 2019 года.

Отметим, что согласно опросу, проведенному ВЦИОМ, 53% респондентов выступили за введение электронных книжек наряду с бумажными, за полный переход на электронные носители высказались 18%, а за сохранение только бумажных версий документов – 19% (документ имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ). При этом сторонники возможного нововведения считают, что его реализация позволит в первую очередь упростить доступ к информации, восстановить данные в случае утери бумажного носителя. Противники же, напротив, прежде всего опасаются утери или кражи электронных данных. На вопрос о том, есть ли необходимость в сохранении традиционной формы документа (бумажной) ввиду возможной утери с электронных носителей данных о трудовом стаже, 69% граждан, работающих по найму, ответили утвердительно.

Вместе с тем эксперты полагают, что под влиянием новых технологий, информатизации и автоматизации сохранить прежний порядок документооборота практически невозможно. По словам руководителя Роструда Всеволода Вуколова, многие компании сейчас тратят свои средства на пересылку документов почтой, чтобы, к примеру, устроить на работу человека, который физически находится в другом городе, а оформлен должен быть "по месту прописки" компании. "Необходимо проработать вопрос, чтобы разрешить заключать трудовой договор в электронном виде без направления дистанционному работнику по почте экземпляр данного трудового договора на бумажном носителе. Нужно упростить эту процедуру", – считает руководитель ведомства. Он предлагает создать универсальную интерактивную платформу на портале "Работа в России", посредством которой работодатель и работник смогут дистанционно заполнить трудовой договор необходимыми данными. Предполагается, что информация о подписанном договоре поступит в электронный реестр трудовых договоров, посредством которого и будут сформированы электронные трудовые книжки работников. "По завершении процесса документ должен обрести законную силу, – предлагает он. – Сейчас эта инициатива обсуждается Рострудом с Минтрудом России, профсоюзами и работодателями".

Сергей Жигарев предложил разработать в том числе особые требования к обеспечению сохранности, неизменности документов, оформленных в электронном виде, а также возможность контроля уполномоченными органами в режиме реального времени соблюдения работодателями трудового законодательства при заключении договоров в этой системе.

Инициативу создать на уровне государства специальную единую информационную систему поддержал заведующий кафедрой трудового права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор юридических наук Александр Куренной. По его мнению, это позволит упростить кадровое делопроизводство и сделать прозрачным механизм взаимоотношений между работодателями, работниками и государственными органами.

Сергей Жигарев в свою очередь отметил, что практика перевода отдельных кадровых документов в электронный вид уже получает распространение среди крупнейших работодателей. Директор департамента HR-компетенций ПАО "Сбербанк" Анна Бланкова рассказала участникам слушаний об опыте кадровой службы банка по переходу на электронный документооборот. По ее словам, каждый сотрудник обеспечен электронной подписью, которая позволяет дистанционно оформлять трудовые отношения. Однако, по ее мнению, одновременное использование обоих форматов документов приведет к неэффективному использованию современных технологий.

Актуальность перехода на электронный документооборот в трудовых отношениях подчеркнула и первый заместитель председателя правления ПФР Лилия Чижик. "В ПФР за начислением пенсий в электронной форме обратились уже 1,5 миллиона человек. В обществе есть запрос на электронные госуслуги", – убеждена она. Председатель ФСС России Андрей Кигим добавил, что и в сфере социального страхования уже сегодня большинство выплат можно перевести в электронный формат. "Однако при переходе к цифровой экономике следует обратить внимание на важность обеспечения максимальной сохранности электронных документов", – считает он.

19 октября 2018

Вопрос внедрения цифровых технологий в социально-трудовую сферу и отражения норм в законодательстве обсуждался на заседании Правительства России 28 июня 2018 года. В соответствии с данными поручениями Минтруд России подготовил законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части формирования и ведения сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде)», а также подходы к ведению кадрового документооборота в электронном виде в организациях, которые были в основном поддержаны.

О законопроекте об «электронной трудовой книжке»

Минтруд России предлагает принять в 2019 году законопроект об «электронной трудовой книжке». Предполагается, что работодатели будут направлять в Пенсионный фонд России в электронном виде сведения о трудовой деятельности работников, то есть о приеме на работу, переводе на другое рабочее место, увольнении. Проект является масштабным, так как затрагивает всех работодателей. Работники получат возможность видеть в информационной системе в любое время записи, которые производит работодатель, а также направлять свои данные в электронном виде работодателю, например, при трудоустройстве, в том числе для работы дистанционно в другой местности.

Минтруд России планирует на следующей неделе разместить законопроект на общественное обсуждение.

О ведении кадрового документооборота в электронном виде

Также сообщаем, что ведется проработка норм о предоставлении работодателям права ведения обязательных кадровых документов, указанных в Трудовом кодексе, только в электронном виде. К таким документам относятся трудовые договоры, оформление отпусков и командировок, ведение учета рабочего времени, документы по охране труда и пр.

С этой целью Минтруд России провел в 2018 году эксперимент с участием крупных компаний ОАО «РЖД», АО «Газпромбанк», ПАО «АВТОВАЗ», ПАО «Ростелеком», ПАО «Мечел», АО «Северсталь Менеджмент», ООО «СИБУР», АО «АЛЬФА-БАНК», ПАО «РОСБАНК», ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина, ООО «Агроторг».

Компании отмечают необходимость законодательного закрепления унифицированных требований к универсальной усиленной квалифицированной подписи (УКЭП), обеспечивающих возможность ее использования в рамках любых правоотношений. Экономический эффект от ведения кадрового документооборота в электронном виде возможен при условии решения вопроса о снижении стоимости приобретения и использования электронной цифровой подписи, так как планируется, что работодатели будут ее приобретать за счет собственных средств (в настоящее время стоимость УКЭП составляет в среднем от 1 до 5 тысяч рублей на человека ежегодно).

По мнению бизнеса, ведение ряда документов только в электронном виде при рассмотрении споров в судебных органах или при проверках контрольно-надзорных органов создает высокие риски привлечения работодателей к ответственности. Проблемы при утере работодателем информации на электронных носителях, ошибки программного обеспечения при передаче и обработке данных в электронном виде могут также привести к принятию неправомерных решений контрольно-надзорными органами.

При потере информации из корпоративных систем работодателя при ведении кадрового документооборота только в электронном виде, работнику будет затруднительно защитить свои права и гарантии.

Российский союз промышленников и предпринимателей и Федерация независимых профсоюзов России, которые уполномочены вести переговоры по законодательным инициативам в социально-трудовой сфере, выражают мнение о необходимости поэтапности и тщательной проработки поправок в трудовое законодательство по вопросу ведения кадрового документооборота в организации только в электронном виде.

Так, стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, отмечают нецелесообразность включения в законопроект о «трудовой книжке» норм о ведении всего кадрового документооборота в электронном виде в организации, что зафиксировано в протоколе РТК от 7 сентября 2018 года.

Минтруд России считает, что предварительно должны быть приняты решения в IT-сфере, касающиеся электронной цифровой подписи, архивного хранения данных, защиты передачи данных, юридической значимости электронных документов, в том числе в судебных спорах.

Принятие законопроектов, которые имеют важное значение для перехода на электронный кадровый документооборот в организации, в соответствии с проектом паспорта национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации» планируются в следующие сроки:

  • декабрь 2018 года – по вопросам регулирования механизмов формирования и использования «облачной» электронной подписи, установления унифицированных требований к универсальной (единой) усиленной квалифицированной подписи, визуализации электронной подписи в электронном документе, уточнения правового статуса аккредитованного удостоверяющего центра,
  • июле 2019 года – в части уточнения понятия электронного документа, определения процедур хранения документов, в том числе электронных, использования и хранения электронного дубликата (электронного образа) документа, а также в части формирования благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки данных с использованием новых технологий.

С учетом этих изменений в законодательстве, а также высказанных предложений бизнес-сообщества и мнения представителей работников Минтруд России предполагает разработку законопроекта, который планируется принять в 2021 году.

Таким образом, информация в публикации в газете «Коммерсант» «Труд отторгает электронный учет» от 19 октября 2018 года не соответствует действительности.

Социальное партнерство и трудовые отношения

Минтруд сообщил о старте пилотного проекта по переходу на электронный документооборот части документов работника — заключение трудовых договоров, оформление отпусков и командировок и проч. Пилот продлится до осени, участвовать в нем будут исключительно крупные работодатели — «Мечел», Газпромбанк, РЖД и пр. Речь о переходе на электронные трудовые книжки пока не идет. К этому рынок труда власти готовят только к 2020 году.

Как говорится в сообщении пресс-службы Минтруда, глава министерства Максим Топилин подписал приказ о проведении эксперимента по переводу в электронную форму документов, содержащих сведения о работнике в части трудовых отношений. К переводу в электронный вид министерство отнесло следующие документы: заключение трудовых договоров; извещение работников о составных частях заработной платы, причитающихся ему за соответствующий период; оформление отпусков и служебных командировок; ведение учета рабочего времени, фактически отработанного каждым работником; выдача наряда-допусков работникам и др.

Как появились трудовые книжки

В проекте будут задействованы крупные работодатели: ОАО «Российские железные дороги», АО «Газпромбанк», ПАО «АвтоВАЗ», ПАО «Росбанк», ПАО «Мечел», АО «Северсталь Менеджмент», ПАО «Ростелеком», ООО «Яндекс». Эксперимент должен оценить как механизм перевода бумажных документов в электронный вид, так и затраты и выгоды от нововведения.

Одновременно будет дорабатываться законодательство. К пилоту приглашены и профсоюзные организации. Эксперимент продлится до октября 2018 года, добавили в министерстве. Окончательным этапом цифровизации документов работника станет электронная трудовая книжка. Весь рынок труда на электронные трудовые книжки планируется перевести к 1 января 2020 года.

Чем Минтруд будет заниматься в 2018 году

Как ранее заявляла заместитель главы Минтруда Любовь Ельцова, это будет база данных о трудовой деятельности гражданина, она будет формироваться из сведений о работнике, которые работодатель передает в информационную систему ПФР. «Это будут небольшие дополнения к тому, что сейчас сдает работодатель каждый месяц в электронном виде в ПФР, добавятся некоторые "поля"»,— цитировало госпожу Ельцову агентство «Интерфакс». Предполагается, что после введения электронной трудовой книжки информация о работнике будет доступна чиновникам в режиме реального времени.

Что предлагается для улучшения условий ведения бизнеса

Как стало известно “Ъ”, Минэкономики и Агентство стратегических инициатив направили в правительство доработанную концепцию улучшения бизнес-среды в РФ. Документ предполагает создание совета по инвестклимату под руководством премьер-министра и закрепление за министерством функций координатора инициатив чиновников, регионов и предпринимателей. Ссылаясь на рост позиций РФ в мировых рейтингах, в Минэкономики видят приоритетом цифровизацию отношений государства и бизнеса.

Читайте также:  Рассчитать рыночную стоимость земли
Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock
detector