Что считается оставлением места дтп

Оставлением места ДТП не считаются ситуации, когда водитель отъехал на незначительное расстояние непосредственно после ДТП, но на момент приезда сотрудников полиции находился на указанном месте, и обстоятельства происшествия были установлены с его участием. Такой позиции придерживается ВС РФ (Постановление ВС РФ от 24 июня 2016 г. № 78-АД16-31).

Суд пояснил, что в конкретном случае водитель не выполнил другую обязанность: он должен был немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, а также не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию (п. 2.5 ПДД). В связи с неисполнением указанной обязанности, по мнению ВС РФ, автовладельца необходимо было оштрафовать за невыполнение обязанностей, предусмотренных ПДД в связи с ДТП, участником которого он является (ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ). А суды предыдущих инстанций, напротив, сошлись во мнении, что такое деяние является оставлением места ДТП и пришли к выводу о необходимости лишения водителя прав.

В каких случаях сотрудники ДПС могут предложить водителю выйти из кабины (салона) автомобиля? Узнайте из "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

ВС РФ указал, что состав оставления места ДТП в данном случае отсутствует. В то же время, Суд считает, что водителя, который подал жалобу, нельзя вместо этого наказать за невыполнение обязанностей, предусмотренных ПДД по ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ, поскольку это бы означало, что он будет подвергнут административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение. В связи с этим и с учетом того, что на момент рассмотрения жалобы в ВС РФ наказание в виде лишения прав уже начало исполняться, Суд постановил прекратить производство по делу об оставлении места ДТП.

Напомним, по действующему законодательству, за оставление места ДТП может быть установлено либо лишение права управления транспортными средствами на срок от года до полутора лет, либо административный арест на срок до 15 суток (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ). В то время как за невыполнение водителем других обязанностей, предусмотренных ПДД в связи с ДТП, участником которого он является, предусмотрен только штраф в размере 1 тыс. руб. (ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ).

Госавтоинспекция разрабатывает рекомендации, в которых объяснит сотрудникам, в каких случаях стоит применять суровую статью Кодекса об административных правонарушениях об оставлении места аварии.

В этом документе следовало бы также прописать, в каких ситуациях необходимо применять более мягкую ее часть — неисполнение требований правил при ДТП. А также, в каких случаях эта статья КоАП вообще не может применяться.

Действительно, до сих пор разобраться во всех тонкостях этого вопроса обычному автоинспектору было нелегко. Где проходит та тонкая грань между неисполнением требований правил, их полным игнорированием и простой неосторожностью? Стукнулись два автомобиля, водитель проехал еще несколько метров и только тогда остановился. Считать это скрытием с места происшествия или невыполнением требования правил незамедлительно остановиться?

Но если проехавшего десять метров наказывать по более мягкой части КоАП, по какой части наказывать того, кто проехал 50 или сто метров, а то и вовсе свернул в подворотню и только там остановился?

37 тысяч водителей оштрафовано за невыполнение ПДД при аварии

В связи с этим возникает очень много казусных ситуаций, расплачиваются за которые своими правами водители. Пенсионер из Чувашской Республики Валерий Тимофеев попал в подобную историю. По его словам, дело было так. Он поехал по своим делам в соседнее село. Там, по завершении дел, выпил с друзьями (утверждает, что 150 граммов) и поехал домой. На повороте не справился с управлением машиной и улетел в кювет.

Очнулся только в «скорой помощи», где ему сделали уколы. Далее — больница. Туда приходил сотрудник ДПС и составлял протокол. Пенсионер честно признался, что выпил, да это было и не нужно. Врачи установили сей факт по анализу крови. Инспектор пальцем показал, что и где подписать, Тимофеев расписался. Не прошло и трех часов, как в больницу пришел другой сотрудник ДПС, опять составил протокол и снова показал, где расписаться — у пенсионера все-таки сотрясение мозга.

Читайте также:  Жилое помещение в коммерческих целях

Потом он получил повестку, причем целых две. Одну на 11.30, другую на 13.00 в тот же день. Он пришел в назначенное время и получил уже готовое, распечатанное постановление суда о том, что он лишен прав на год и шесть месяцев за управление в нетрезвом виде. Никакого судебного разбирательства в его присутствии не было. Во второй назначенный час он также получил уже готовое постановление о лишении его прав на один год за оставление места ДТП.

Он не спорит с тем, что выпил и сел за руль в нетрезвом состоянии. Но места ДТП он самостоятельно не покидал. Он был в бессознательном состоянии. Не помнит ничего с момента аварии до того момента, когда очнулся в «скорой». Или по нашему законодательству водитель, попавший в аварию, потерявший сознание, должен срочно прийти в себя, когда его кладут в «скорую», отбиваться от медиков и требовать, чтобы дождались сотрудников ГИБДД? Если судить по решениям местного мирового судьи, именно так и должно быть.

Примечательно, что претензий к сотрудникам ГИБДД, которые оформили подобный протокол, теперь предъявить проблематично. Ведь по их протоколу решение вынес судья, который, по видимому, не вникая в обстоятельства происшествия, формально подошел к решению вопроса. Ну, не имеет права человек покидать место происшествия до оформления аварии. Была бы возможность, судьи лишали бы прав и погибших. Впрочем, такое уже было в Магнитогорске Челябинской области. Там инспектор заподозрил, что водитель, влетевший на машине в бордюр, — нетрезв. Гаишник оформил протокол за отказ от медосвидетельствования. Водителя увезли на «скорой», а в больнице выяснилось, что у него инсульт. От инсульта водитель и умер в той же больнице. Однако его родственники получили постановление судьи о том, что он лишен прав за управление в нетрезвом виде. Но это давняя история.

На данный момент правила разрешают покидать место ДТП до приезда ГИБДД только в трех случаях. Первый: оформление Европротокола, то есть без вызова ГАИ. Если в аварии нет пострадавших, столкнулись только две машины, оба водителя застрахованы по ОСАГО, у них нет разногласий по обстоятельствам происшествия, то они могут заполнить бланк извещения о ДТП, расписаться под ним и разъехаться. И даже не звонить в дорожную полицию. Правда, надо учитывать, что выплата по ОСАГО в этом случае не превысит 25 тысяч рублей.

Второй: если нет пострадавших, столкнулись только две машины, оба водителя согласны с обстоятельствами происшествия. Они могут от руки нарисовать схему, проехать на ближайший пост ДПС и там оформить аварию с инспектором. Причем если один из участников аварии не доехал до поста — ничего страшного. Тому, кто доехал, наказание грозить не будет.

Третий случай — если в аварии есть пострадавшие и их срочно нужно доставить в больницу. Тогда водитель может отвезти пострадавшего, но после должен вернуться на место аварии.

13 тысяч водителей было лишено судом прав за оставление места ДТП за первое полугодие.

Но правила не исчерпывают всех дорожных ситуаций. Как быть тем, кто даже не знал о том, что совершил аварию? Например, одна машина слегка зацепила другую за бампер. Но в салоне играла громкая музыка и водитель просто не услышал столкновения. Он поехал себе дальше не потому, что хотел скрыться с места происшествия, а потому, что был не в курсе, что что-то произошло. В этой ситуации, перед тем как привлечь водителя к статье за оставление места происшествия, необходимо еще доказать его умысел. То есть он знал, что кого-то ударил, но уехал. Интересный пример: водитель парковался во дворе, и случайно слегка зацепил своим бампером бампер стоящего рядом автомобиля. Он даже этого не заметил. Дома он поужинал, выпил кружку пива и тут звонок: здравствуйте, ГИБДД. Водителя лишили прав за то, что он не выполнил требование правил о запрещении употреблять спиртные напитки до оформления ДТП, к которому он причастен. Но если он не знал об этом ДТП? Неосознанное правонарушение, правонарушением считаться не должно. Свое слово в квалификации таких как бы нарушений должно сказать ГИБДД, чтобы не переваливать на суды лишних разборок. Рамки действия этой статьи должен определить также и Верховный суд, чтобы не наказывали судьи водителей за то, чего они не совершали.

Читайте также:  Какие льготы по полигонским в россии

Кстати, не столь давно была популярна практика: увидев на дороге машину с помятым бампером, инспектор ее останавливал и требовал предъявить справку о ДТП. Если такой справки не было — водителя старательно пытались привлечь по статье об оставлении места происшествия. И по этой причине требуются более четкие пояснения к соответствующим пунктам правил и статьям КоАП. Ведь даже в Венской конвенции о дорожном движении прописано, что полиция должна выезжать только для оформления случаев. где есть пострадавшие. У нас, если водитель покорежил собственную машину об дверь собственного гаража, ему — формально — тоже необходимо вызывать ГАИ.

Примечательно, что если формально подходить к правилам, покидать место происшествия нельзя и тем, кто въехал в забор, в бетонный блок, в бордюр. При этом не пострадали третьи лица, водитель за свои деньги будет ремонтировать машину, но он должен ожидать сотрудников ГИБДД.

Скрытием с места ДТП в просторечии называется оставление водителем в нарушение ПДД места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он стал. Это является нарушением, влекущим за собой лишение права управления транспортными средствами.

По ч.1 ст. 12.27 водитель привлекается за невыполнение обязанностей, предусмотренных ПДД в связи с ДТП, что влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Вторая часть предполагает ответственность за скрытие водителя с места ДТП и влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Разберемся, что такое ДТП. Многие полагают, что под ДТП понимается происшествие, в котором есть несколько участников, среди которых есть люди или автомобили, но это не так. Например, водители, чьи автомобили застрахованы по КАСКО, прекрасно знают, что оформлять факт ДТП им приходится в любом случае — например, если задели дерево или столб, это квалифицируется как ДТП.

В ПДД, в п.п.1.2 «Общие положения», указано, что ДТП является событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

В практике было много случаев, когда водитель, например, слегка задевал пешехода зеркалом и после взаимных обвинений и споров участники прощались друг с другом. Водитель, убедившись в том, что претензий со стороны лица, которого он задел зеркалом, нет, может продолжить движение. Однако должны быть факты, подтверждающие отсутствие претензий, а именно — отсутствие ранений или иных травм у вышеуказанного лица. Только в этом случае факт ДТП не будет установлен.

Если же гражданин захочет отомстить водителю, он попросту обратится с заявлением в милицию. При этом одного заявления о скрытии водителя с места ДТП будет недостаточно, ведь в ПДД дано четкое указание на повреждения или травмы, которые должен был получить гражданин, поэтому одним из доказательств будет являться медицинское заключение о нанесении вреда здоровью.

Оставлением места ДТП не будет являться:

— невыполнение требований участников дорожного движения в части перестановки автомобиля с целью освобождения полосы для движения транспортных средств. ПДД регламентирует такую возможность, однако предписывает в присутствии свидетелей зафиксировать положение транспортного средства до момента его перемещения, следы, предметы;

— доставление пострадавшего в больницу на собственном автомобиле. При этом после этих действий водитель обязан вернуться на место совершения ДТП;

— если водители транспортных средств, оценив обстоятельства, составив схему ДТП и подписав ее, едут с места ДТП на ближайший пост ДПС или в орган милиции для оформления ДТП.

Формально оставлением места ДТП является отсутствие гражданина в момент оформления происшествия сотрудниками милиции. Если водитель уехал или ушел с места ДТП, но явился к моменту оформления, это не будет являться нарушением. При всем при этом правила дорожного движения в п.п.2.5 обязывают участников ДТП ожидать прибытия сотрудников ГИБДД, но не накладывают обязанность, которая заключается в том, чтобы дождаться сотрудников, также не указывают на временной промежуток ожидания.

Читайте также:  Реквизиты ип указываемые в договоре

В то же самое время, между словами «ожидать» и «дождаться» существует принципиальная разница. Для ее установления обратимся к толковому словарю Ожегова.

— Понятие «ожидать»: быть где-нибудь, рассчитывая на появление, прибытие кого-нибудь или чего-нибудь. Таким образом, правилами установлено только одно требование — ожидать и это требование не конкретизировано.

— Понятие «дождаться»: пробыть до появления кого-нибудь или чего-нибудь ожидаемого. И это понятие, как мы видим, является более конкретным.

Как расценивать поведение водителя, который уехал с места ДТП, но затем вернулся? Скрытием этот факт назвать нельзя, и действие данного участника ДТП не попадает под квалификацию по части 2 ст. 12.27 КоАП и может квалифицироваться исключительно по ч 1 ст. 12.27.

Если второй участник предпочел не вызывать ГАИ и рассчитался с вами на месте — обменяйтесь расписками. Расписки должны содержать следующий текст: в результате того, что таким-то водителям показалось, что автомобили получили повреждения в результате возможного ДТП, водители осмотрели свои автомобили и не обнаружили на них следы, указывающие на факт совершения ДТП, в связи с чем продолжили движение. Необходимости в вызове ДПС не имелось. Стороны претензий друг к другу не имеют.

Рассмотрим пример. Водитель скрылся с места ДТП: на парковке был зацеплен стоящий рядом автомобиль и водитель, понадеявшись на то, что данного события никто не видел, уехал. Когда ГИБДД по свидетельским показаниям нашли и вызвали данного водителя, он договорился о добровольной компенсации лицу, которому его действиями был причинен ущерб. Таким образом, исчерпан только конфликт между двумя гражданами, ведь дело об административном правонарушении уже возбуждено и забрать свое заявление о совершении ДТП гражданин не может. Напомню, гражданина привлекли за факт административного правонарушения, выраженного в скрытии с места ДТП.

Можно попасть и на автоподставу. На парковках и стоянках возле супермаркетов, а иногда, в зависимости от повреждения, и на дороге к вам может подойти человек, который будет утверждать, что некоторое время назад он видел, как вы повредили своим бампером или иной частью автомобиля его транспортное средство. Могут найтись и свидетели. Разумеется, водитель, будучи абсолютно уверенным в том, что никаких повреждений он не наносил, тем более, что на его автомобиле нет никаких следов, разворачивается и уезжает.

Данное обстоятельство является основанием для второго водителя вызвать сотрудников ДПС, после чего все разворачивается по уже известной схеме. В суде, спустя время, доказать то, что действительно не вами было совершено дорожно-транспортное происшествие, будет крайне сложно, ведь определить степень виновности, установить первичные повреждения должны были именно прибывшие сотрудники ДПС, которых водитель не дождался. В последующем, конечно же, в результате сравнения двух автомобилей будет определяться степень вероятности нанесения установленных повреждений именно вашим автомобилем, однако определяющего значения данный факт иметь не будет.

Если вы все же намерены покинуть место ДТП, сделайте несколько десятков фотографий, которые могли бы подтверждать тот факт, что вы к этим повреждениям никакого отношения не имеете! В таком случае помогут фотографии, указывающие на повреждения второго автомобиля — наличие пыли, грязи, дополнительных царапин, возможно, выступившей ржавчины (если вам предлагается оплатить повреждение, причиненное несколько недель назад), важен и в целом внешний вид автомобиля. На вашем автомобиле также нужно зафиксировать возможные царапины на тех его частях, которыми могло быть нанесено повреждение, обратить внимание на ту же пыль и грязь.

Если вас вызвали в ГИБДД для оформления протокола о факте скрытия с места ДТП, будьте внимательны. Потребуйте проведения экспертизы и эксперимента с целью установления обстоятельства, подтверждающего, что подобное действительно могло иметь место с участием конкретных автомобилей. Если вам предлагается подписать схему или иные материалы, никогда не отказывайтесь от этого. Укажите, что не согласны и поставьте свою подпись. Обязательно сделайте копию или сфотографируйте документ фотоаппаратом — в любой документ, копию которого гражданин не получает, можно в дальнейшем внести различные удобные для одной из сторон изменения.

Не попадайте в ДТП и отстаивайте свои права! Удачи на дорогах!

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock
detector