Что должно быть на территории школы

«Дети — цветы жизни», — это выражение хорошо известно любому… А вот о том, в каких условиях растут эти цветы, мало кто задумывается! Развитие современных технологий — несомненное благо, но, просиживая часами и днями за компьютерами, детвора не общается с миром флоры и фауны и практически не разбирается в них. Это — серьёзные пробелы, восполнить которые может помочь грамотно проектированное и проведённое благоустройство школьной территории.

Благодаря ему можно создать практическую базу для экологического воспитания детей школьного возраста. А для исполнителя это значит одно: проект должен учитывать целый ряд особенностей территории, предназначенной для времяпрепровождения детей, а сама она должна выполнять не только декоративную, но и учебную функцию.

Заказывать благоустройство и озеленение школьной территории следует в специализированной компании, в которой работают опытные инженеры, архитекторы, ландшафтные дизайнеры и имеется широкий штат профильных специалистов наряду с мощной материальной базой. Именно такой компанией является НОБИЛИ. Наши сотрудники хорошо знакомы со всеми особенностями создания и реализации подобных проектов и знают как создать идеальное пространство для обучения и отдыха школьников.

Создание каких зон предусматривает благоустройство школьной территории?

В процессе разработка проекта необходимо учесть широкий спектр особенностей, начиная с вида грунта на школьном участке и заканчивая правильным подбором растений, которые не должны быть ядовитыми или выделять много эфирных масел. Потребности учеников и размеры территории во многом определяют то, какие именно зоны будут созданы. Выбор в данном случае достаточно широк и предусматривает обустройство следующих зон:

Функциональная зона Предназначение
Партерная Территория, предваряющая входную группу главного здания школы, является её визитной карточкой. Чаще всего оформлена клумбами и красивыми декоративными композициями.
Спортивная Для уроков физкультуры и самостоятельных занятий спортом может включать в себя площадки для игры в волейбол и баскетбол, футбольное поле, гимнастическую площадку, оборудованную турниками.
Хозяйственная Специально оборудованное место, в котором хранится инвентарь различного предназначения.
Торжественная Площадка, предназначенная для проведения школьных линеек.
Транспортная Участок школьной территории, специально оборудованный для изучения ПДД.
Игровая Площадка, оборудованная для времяпрепровождения учеников младших классов.
Зелёная Зона, созданная специально для отдыха и оборудованная всем необходимым для этого.

Помимо этого, благоустройство школьного двора может предусматривать создание зон для:

  • катания на роликах, скейтбордах и велосипедах;
  • проведения занятий по рисованию;
  • творческих игр;
  • проведения уроков ботаники и биологии на свежем воздухе.

Специфика обустройства школьной территории

Для разделения школьной территории на функциональные зоны используют различные элементы, начиная с живых изгородей и заканчивая мощёными дорожками. Вокруг неё сажают зелёные насаждения в виде крупных кустарников или деревьев, которые исключают проникновение звуков и пыли извне, обеспечивая желаемый микроклимат. Озеленение пришкольного участка крупными насаждениями является обязательным, поскольку они обеспечивают защиту от солнечных лучей, создавая приятную прохладу.

В случае, если такие посадки неосуществимы, используют беседки или строят веранды. Площадки для игр могут быть оснащены специальным инвентарём и располагать защитой от ультрафиолета. Для этого обустраивают навесы или высаживают крупные деревья. Если площадка не оборудована и является полностью открытой, её озеленяют лужайками или используют специальные покрытия. При обустройстве газонов важно предусмотреть их достаточный уровень освещённости. Если это невозможно, лучше использовать специальное покрытие.

На площадках для баскетбола и волейбола также необходимо создать приятную затенённость не только для зрителей, но и для игроков. Деревья высаживают с шагом в десять метров. Футбольное поле лучше всего окружить зелёными насаждениями с плотной широкой кроной, отказавшись при этом от кустарников.

Факторы, которые обязательно нужно учитывать при создании проекта:

  • Зелёные насаждения не должны быть препятствием для обзора всей территории;
  • Перед школьным зданием не рекомендуется осуществлять плотную посадку и закрывать освещение тенью деревьев для повышения уровня безопасности;
  • Территория должна быть оборудована автоматической системой полива, а растения, растущие на ней, должны иметь доступ к свету;
  • Не рекомендуется сажать крупные деревья перед окнами классов, поскольку их крона может снизить уровень освещённости в помещении;
  • Для того, чтобы облегчить уход за растениями, можно использовать мульчу: как в клумбах, так и в декоративных композициях;
  • Для озеленения лучше всего выбирать неприхотливые растения, которые не требуют серьёзного ухода и не боятся минусовых температур;
  • Запрещается посадка растений с ядовитыми листьями, корой или плодами (так же как и растений, которые способны вызвать аллергическую реакцию);
  • Посадка хвойных деревьев и кустарников является обязательной, поскольку они превосходно выглядят и обладают антимикробными свойствами.

Освещение школьной территории

Важнейшим элементом любого школьного участка является освещение. Оно может быть не только функциональным, но и декоративным. Первое обеспечивает безопасность и удобство перемещения учеников и их родителей, а также учителей. Его правильная организация особенно актуальна для зимнего периода, когда световой день сокращается.

Читайте также:  Правила увольнения с военной службы

Что касается декоративного освещения, то оно необходимо для подсветки композиций из растений, МАФов и элементов фасада школы. Освещение школьной территории должно быть осуществлено в соответствии с нормами и правилами, определяемыми на государственном уровне. Специалисты НОБИЛИ хорошо знакомы с ними и проводят все работы соответствующе. Звоните нам прямо сейчас!

Ландшафтное проектирование школьного участка – интереснейший процесс, прежде всего потому, что в роли дизайнеров могут выступать сами учащиеся. Для этого можно провести среди классов конкурс на лучший дизайн-проект, идея которого ляжет в основу благоустройства территории школы. После того, как будут проведены исследования территории, выявлен состав и тип почвы и составлен ситуационный план, можно переходить к определению функциональных зон. Зонирование территории производится в соответствии с функциональными особенностями школы.

Какие зоны могут входить в проект школьной территории:

  • спортивная зона (футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки, гимнастическая площадка с турниками)
  • игровая зона школы (площадка для учеников начальных классов, площадка для тихих игр)
  • партерная зона (создается непосредственно перед входом в школу)
  • торжественная зона (площадка для проведения линеек)
  • транспортная зона (площадка для изучения правил дорожного движения)
  • специализированная зона для проведения занятий по изобразительному искусству
  • зона проведения творческих игр (например, театральных)
  • плодовая зона (для занятий биологией и ботаникой)
  • хозяйственная школьная зона (место для хранения различного инвентаря)
  • зона для катания на велосипедах или роликовых коньках
  • зеленая зона отдыха и др.

Функциональные зоны отделяют друг от друга такими элементами ландшафтного дизайна участка, как: живая изгородь, мощение дорожек, цветники, аллеи. По периметру высаживают деревья или кустарники в виде живой изгороди, что помогает в защите от внешнего шума и пыли, создавая на территории школы особый микроклимат.

Обязательным на школьном дворе являются крупные деревья и кустарники, создающие естественную тень, подавляющую воздействие солнечных лучей. Альтернативой для них могут служить крытые веранды или беседки.

Виды зеленых насаждений на школьном участке:

  • комфортное озеленение территории, предназначенное для защиты от ветра, солнца и посторонних глаз
  • экологическое озеленение подразумевает использование местных видов растений для поддержания популяции птиц и мелких животных. Использование местных видов растений, адаптированных к местным условиям, сохраняет характер региона как биологически, так и визуально
  • насаждения плодовых растений

Площадки для активных игр или спорта на школьном участке могут быть (а могут и не быть) обеспечены стационарно установленным спортивным или игровым инвентарем. Оборудованные площадки должны быть защищены от ультрафиолетовых лучей. Это может быть достигнуто при помощи сочетания крупных деревьев и искусственной кровли. Открытые площадки подразумевают использование газонов, мощения или специального покрытия. Причем нужно понимать, что трава нуждается в солнце для здорового роста. Если это условие не соблюдается, лучше ее заменить специальным покрытием (например, на основе резиновой крошки).

На пассивных игровых площадках и территориях школы для проведения, например, уроков на открытом воздухе нужно использовать небольшие деревья в сочетании с искусственной кровлей. Поскольку в теневых зонах газон не будет чувствовать себя комфортно, рекомендуется его замена на специальное покрытие или мощение.

Сочетание сооружений и зеленых насаждений так же рекомендуется и в зоне баскетбольных, волейбольных и теннисных кортов для создания тени для игроков и зрителей. При этом деревья должны быть посажены на расстоянии 10 метров (или чуть меньше, в зависимости от величины корневой системы дерева) от мощеной площадки.

Вокруг футбольного поля рекомендуется использовать деревья с густой и широкой кроной. А вот кустарники с плотной листвой лучше в данном случае не использовать, поскольку они могут создать скрытые уголки для нежелательных лиц.

Главный вход, как правило, является визитной карточкой любой школы, поэтому он должен быть особенно декоративным. Здесь уместными будут декоративные группы растений и красочные цветники.

Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании ландшафтного дизайна и благоустройства школьной территории:

  1. Деревья и кустарники не должны препятствовать надзору за детьми, находящимися в школьном саду.
  2. Плотная посадка деревьев и кустарников непосредственно перед зданиями школы и верандами может представлять угрозу безопасности. Частые насаждения могут послужить «маской» при попытке вандализма или взлома. Применяйте почвопокровные растения в зонах особого риска. Не закрывайте охранное освещение тенью от зеленых насаждений.
  3. Лучший «друг» школьного участка – это полутень. Не сажайте траву и цветы в полностью затененных местах, так как для их здоровья требуется солнечный свет. Перед началом озеленения и благоустройства школьной территории позаботьтесь о наличии воды на участке. Например, автоматическая система полива будет очень кстати, так как вновь посаженные растения нуждаются в более частом и глубоком поливе, чем взрослые растения.
  4. Не сажайте крупные деревья близко к школьным зданиям.
  5. Группы кустарников или почвопокровных растений одного вида будут смотреться более гармонично, чем группа растений разных видов.
  6. Для облегчения ухода за школьным садом используйте мульчу в цветниках и декоративных группах. Это уменьшит всхожесть сорных растений.
  7. При посадке деревьев учитывайте ширину газонокосилки. Она должна беспрепятственно продвигаться между растениями, зданиями и ограждениями, не повреждая при этом мощение дорожек.
  8. Для посадки необходимо выбирать растения, легкие в уходе, выносливые, зимостойкие и наиболее подходящие для вашего климата и почвенных условий.
  9. Деревья должны быть посажены на достаточном расстоянии друг от друга.
  10. Регулярная подкормка и обрезка растений обеспечит саду должный уход.
Читайте также:  Бесплатное питание в школе для детей

При благоустройстве школьной территории ни в коем случае не используйте растения, которые имеют ядовитые части, будь то листья, кора, плоды или семена. Не используйте растения, которые являются явными аллергенами.

Ассортимент деревьев для насаждения по периметру территории школы состоит из крупных растений: клен остролистный, береза, осина обыкновенная, вяз, липа, ясень. Кроме того, деревья могут составлять и основу для декоративных групп растений. Наряду с перечисленными выше деревьями можно использовать иву белую, рябину, каштан и черемуху.

Обязательным на школьной территории является использование хвойных растений, так как они обладают не только антимикробными свойствами, но и сохраняют свою декоративность круглый год. Самыми распространенными из них являются лиственница сибирская и ель колючая или обыкновенная. Стелющиеся сорта можжевельника послужат украшением школьного сада не только в качестве подбивки для более высоких растений, но и будут прекрасно смотреться в одиночных посадках.

Незаменимы в озеленении школьных участков и различные виды кустарников: чубушник, спирея, сирень, форзиция, дерен, шиповник, кизильник, пузыреплодник и снежноягодник.

Одним из привлекательных элементов ландшафтного проектирования пришкольного участка является цветник. Чаще на школьных территориях используют клумбы, бордюры и рабатки, поскольку планировка участков все-таки в большинстве случаев достаточно геометрична. Наибольшей популярностью среди однолетников пользуются: астра, бархатцы, петуния, сальвия, космея, цинния, львиный зев, календула, бальзамины, колеус, цинерария. В цветниках часто используются тюльпаны и нарциссы. А представителями многолетних растений являются георгины, лилейники, люпины, пионы и флоксы.

Еще одним важным элементом благоустройства школьной территории является ландшафтное освещение. Особенно это касается зимнего периода, когда световой день значительно сокращается. Освещение выступает в роли одного из гарантов безопасности детей, родителей и педагогов.

На школьных участках используется функциональное и декоративное освещение. Функциональное освещение применяется на спортивных площадках, по периметру школьной территории, вдоль дорожек. Декоративное освещение служит для подсветки малых архитектурных форм, некоторых растений с интересной фактурой и частей здания (например, парадного входа).

Освещение участков школьной территории требует соблюдения особых нормативов и правил. Поэтому при выборе исполнителя монтажных работ нужно быть очень внимательными, и лучше доверить проект освещения территории школы профессионалам ландшафтной студии.

Пример благоустройства школьного участка, выполненного дизайнерами нашей студии вы можете увидеть в готовых ландшафтных проектах.

Благоустройство школьной территории – важный и многоступенчатый проект, который нельзя успешно реализовать, не зная, как функционирует учебное заведение и его отдельные элементы. Тщательно продумав детали, можно превратить обычный пришкольный участок не только в то место, где дети любят отдыхать и играть, но и преобразовать его в отличное обучающее и развивающее пространство.

Конечно, благоустройство территории школы можно доверить профессионалам. Но далеко не у каждой школы есть на это средства. Поэтому предлагаем попробовать обойтись и своими силами. Например, можно предложить роль дизайнеров самим учащимся и их педагогам. Наверняка, среди них найдется не мало творческих личностей, готовых внести свой вклад в благоустройство школьного двора. Объявите общешкольный конкурс на лучший дизайн-проект. Выявите победителя, работа которого ляжет в основу благоустройства территории школы.

Подготовка к созданию проекта на благоустройство школьной территории

Не выполняйте никаких работ, не имея законченного тщательно продуманного дизайн-проекта на руках. Хаотичные работы по озеленению или декоративному оформлению могут принести больше вреда, чем пользы.

Кроме того, советуем не проводить благоустройство и озеленение территории школы и даже не создавать дизайн-проект, не проведя специальных исследований:

  • во-первых, необходимо выявить тип и состав почвы;
  • во-вторых, составить ситуационный план;
  • в-третьих, определить функциональные зоны (они должны соответствовать традициям и особенностям вашего образовательного учреждения).

Ситуационный план – документ, на котором графически отображено, каким образом располагаются на территории те или иные объекты, с выявлением их композиционных и функциональных связей с другими объектами.

Функциональные зоны – зоны с определенными границами и определенным функциональным значением, согласно документам территориального планирования.

Реализация проекта "Уютный уголок детства" по благоустройству территории школы

Возможные виды функциональных зон для пришкольной территории

Большая часть образовательных учреждений свою территорию подразделяет на парадную (центральную), спортивную, игровую и хозяйственную зоны. Но их может быть значительно больше, в зависимости от возможностей школы: финансовых и территориальных.

Так, например, в свой проект на благоустройство школьного участка вы можете включить следующие зоны:

  • спортивную (вмещающую футбольное поле, площадки для волейбола и баскетбола, спортивный городок с турниками);
  • игровую (предназначающуюся для учащихся младших классов, для детских игр и проведения динамического часа);
  • партерную (центральная зона перед входом – визитная карточка и лицо образовательного учреждения);
  • торжественную (предназначающуюся для проведения общешкольных линеек, торжественных мероприятий);
  • транспортную (зона, где детей можно будет знакомить с правилами дорожного движения на наглядных примерах, и где они смогут кататься на велосипедах или роликовых коньках);
  • творческую (для проведения творческих мастер-классов и уроков по изобразительному искусству);
  • садовую (для проведения исследовательской работы, экспериментов, опытов и наблюдений, в рамках некоторых тем уроков природоведения и биологии);
  • хозяйственную (предназначающуюся для хранения школьного инвентаря);
  • зеленую (зона рекреации) и др.
Читайте также:  Отпущены товары покупателям проводка

Продумайте также, какими элементами ландшафтного дизайна вы будете разделять ваши функциональные зоны. Обычно для этих целей используются: живая изгородь, клумбы, декоративные дорожки из самых разных материалов, аллеи.

Проект озеленения школы

Важным пунктом в проекте благоустройства территории школы является ее озеленение.

Цели озеленения пришкольного участка, кроме декоративных, могут быть и следующими:

  1. озеленение школьной территории для создания комфортных условий (защита от ветра, солнечных лучей и посторонних любопытных глаз);
  2. экологическое озеленение школы (позволяет поддержать популяцию птиц и мелких животных, высаживая на пришкольных участках характерные для вашей местности и привычные им виды растений);
  3. озеленение территории школы с целью выращивания плодовых культур с последующим сбором урожая (можно разбить яблоневый сад и поить детей осенью компотами из собственных фруктов).

По периметру пришкольной территории можно запланировать создание живой изгороди в виде деревьев и кустарников. Такое дизайнерское решение поможет защитить педагогов и учеников школы от шума и пыли, поспособствует созданию особых микроклиматических условий на территории школы.

Если на вашем школьном дворе отсутствуют беседки или веранды, и вы не планируете их постройку, предусмотрите посадку крупных деревьев и кустарников, способных смягчать воздействие солнечных лучей и создавать естественную тень.

Крупные деревья и кустарники стоит использовать и для защиты спортивной площадки от ультрафиолетовых лучей и жаркого солнца, особенно, если на ней установлено спортивное или игровое оборудование.

Добавить зеленые насаждения, создающие теневое укрытие для игроков и зрителей, рекомендуется и в зоны баскетбольной и волейбольной площадок, теннисного корта, если они имеются. Сажайте деревья, учитывая величину их корневой системы, приблизительно в 10 метрах от площадок.

По периметру футбольного поля сажайте деревья, имеющие густую крону. А вот использовать кустарники с плотной листвой не рекомендуется, дабы не создавать удобных уголков для укрытия неблагонамеренных лиц.

Открытые свободные площадки необходимо засеять газоном, замостить или выложить специальным покрытием. Не забывайте, что для здорового роста газонной траве необходимо солнце. Если это условие не может быть соблюдено, остановите свой выбор на специальном покрытии (например, имеющем в своей основе резиновую крошку).

Особое внимание следует уделить главному входу в школу. Здесь будет самое место красочным цветникам, изящным клумбам и декоративным группам растений.

Нюансы проекта озеленения школьной территории

Прежде чем утверждать проект на благоустройство территории школы, обратите внимание на следующие пункты, которые важно учесть:

  1. Дети, гуляющие на школьном дворе должны быть хорошо видны с крыльца школы и иных площадок, с которых предполагается ведение надзора за ними.
  2. Деревья и кустарники, посаженные в непосредственной близи здания школы или веранд, могут угрожать безопасности детей, а также послужить укрытием для вандалов. Зоны риска лучше засадить растениями почвопокровного вида. Убедитесь, что зеленые насаждения не закрывают охранное освещение.
  3. Цветы и газонная трава нуждаются в солнечном свете, сажать их в местах постоянного затенения нельзя. Помимо этого, планируя благоустройство и озеленение территории школы, продумайте водоснабжение участков с растительностью. Предпочтение следует отдать автоматической системе полива.
  4. Не планируйте посадку больших деревьев вблизи школьного здания, они могут перекрывать доступ дневного света в классные комнаты.
  5. Наибольшей гармоничности можно будет добиться, высадив кустарники и почвопокровные растения одного вида.
  6. Мульчирование цветников и декоративных групп облегчит уход за школьными посадками, значительно уменьшив разрастание сорных растений.
  7. Ориентируйтесь на ширину газонокосилки, сажая деревья и кустарники. Растения, ограждения, мощеные дорожки и здания не должны мешать ее продвижению.
  8. Выбирайте для посадки наиболее подходящие вашему климату, зимостойкие, выносливые и легкие в уходе растения.
  9. Крупные деревья необходимо сажать на достаточно большом расстоянии друг от друга.
  10. Продумайте, кто будет обеспечивать регулярный уход за растениями, проводить их своевременную подкормку, полив, обрезку.

Благоустройство территории школы

Какие растения можно и нельзя сажать на территории школы

Не сажайте на пришкольных участках растения, имеющие ядовитые части. Помните, что существуют растения, яд у которых может содержаться в коре, листьях, семенах или плодах. Также исключите из списка посадок растения, являющиеся явными аллергенами.

По периметру образовательного учреждения лучше всего посадить какие-то из следующих деревьев:

Перечисленные выше деревья могут также входить и в декоративную группу растений, но особенно хороши для этих целей следующие:

  • черемуха,
  • ива белая,
  • верба,
  • рябина красная и черноплодная,
  • каштан.

Хвойные растения – один из самых распространенных вариантов облагораживания территорий вокруг зданий общественного пользования. И это не случайно. Они не только стоят зелеными круглый год, но и обладают антимикробными свойствами. Подумайте над возможностью разместить деревья ели обыкновенной или колючей, а может быть лиственницы сибирской на наиболее подходящих для них участках вашего образовательного учреждения.

Стелющийся сорт можжевельника хорош тем, что может послужить окантовкой более высоких растений, но и сам по себе он будет смотреться замечательно.

Озеленение пришкольного участка сложно представить без использования кустарников:

Ну, и, конечно же, проект озеленения пришкольного участка не может не вмещать в себя всевозможные цветники. Учитывая геометричность большинства школьных участков, лучше оформлять территорию бордюрами, клумбами, альпийскими горками и рабатками.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock
detector