Чем честь отличается от достоинства

Оскорбление всегда посягает на честь и достоинство конкретного лица или лиц.
Чем честь отличается от достоинства?
Честь – это отношение к личности со стороны общества. Достоинство – то, как личность оценивает сама себя.
Подробнее:
Честь — это оценка её социальных и духовных качеств как члена общества, которая во многом зависит от самого гражданина, от его поведения, отношения к другим людям, коллективу, государству.
Достоинство — это внутренняя самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения. Интересно, что способностью к такой самооценке не обладают малолетние, душевнобольные и умершие люди, следовательно, их нельзя оскорбить (но они могут быть признаны потерпевшими в результате клеветы, если их честь была унижена или опорочена).

Оскорблением считаются действия, унижающие честь и достоинство личности в неприличной форме – имеется в виду дерзкая и издевательски циничная словесная форма, противоречащая установленным правилам поведения и общения. Это словесная унизительная оценка физических, умственных и других качеств человека, подрывающая его престиж как в собственных глазах, так и в глазах общества. При этом не имеет значения, соответствует отрицательная оценка потерпевшего действительности или нет.

Насколько словесная форма прилична, можно определить, ориентируясь на нормы и правила современного литературного языка. Неприличными и оскорбительными будут являться просторечные, нецензурные, грубо-жаргонные слова и выражения (например, «рожа», «морда», «жиртрест»). Недопустимо переходить грани общепринятой и литературной речи, однако не будут оскорблением в уголовно-правовом смысле слова «подлец», «дармоед», «лоботряс», «глупый», «грязный, как свинья». Несмотря на то, что эти высказывания не образуют состава оскорбления, это не исключает привлечения автора высказывания к гражданско-правовой ответственности.

Определение приличности или неприличности фразы зависит от конкретной коммуникативной ситуации. Важно, что именно побудило или спровоцировало говорящего так выразиться, было ли уместно употребление оскорбительного слова или выражения в общем контексте ситуации общения.

Если критическое замечание или резко отрицательное суждение о конкретном лице высказывается в приличной, корректной форме, оскорбления в данном случае не будет.

Унижение чести и достоинства лица в оскорбительной форме может иметь место как публично, т.е. в присутствии посторонних лиц, так и с глазу на глаз с потерпевшим, а также в отсутствие потерпевшего, но в расчете на то, что факт оскорбления станет последнему известен. Оскорбление будет налицо и тогда, когда выраженная в неприличной форме оскорбительная оценка личности соответствует действительности и совпадает с мнением других. Этим оскорбление отличается от клеветы, поскольку клевета – это распространение заведомо ложных сведений.

Ответственность за оскорбление может наступить как в административном (ст. 5.61 КоАП), так и в гражданско-правовом порядке (ст. 150-152 ГК) — защита чести и достоинства с возмещением морального вреда и опровержением порочащих сведений (в случае с клеветой, ибо опровержение оскорбления звучало бы следующим образом: «Суд постановил, что Иванов козлом не является»).

(при написании статьи были использована юридическая литература и комментарии к законодательным актам РФ)

Ответ из прокуратуры был более жестоким, чем из милиции: «В настоящее время в нашем законодательстве не существует статьи, запрещающей превращение людей в животных путём волшебства или заклинаний. В связи с тем, что сестрице Алёнушке неоднократно давались исчерпывающие ответы на все её вопросы, дальнейшую переписку считаю нецелесообразной…». из книги "Волшебное озеро" А. Муленко.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Читайте также:  Накладная на поставку товара образец

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2019. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

юридические науки

  • Никиташина Наталья Александровна , кандидат наук, доцент, заведующая кафедрой
  • Терехова Елена Николаевна ,
  • Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова
  • Похожие материалы

    Честь, достоинство и деловая репутация — в определенной мере близкие понятия, но, тем не менее, их следует различать. Действующее законодательство не содержит определений понятий чести, достоинства, деловой репутации. Это связано с тем, что моральное пространство гораздо шире правового.

    Философский энциклопедический словарь определяет честь как «признание, которое окружающие добровольно выражают человеку как носителю осуществленных в нем и им самим индивидуальных ценностей (почтение)»[1]. Г.П. Савичев[2], А.О. Красавчикова[3] и А. Эрделевский[4] писали, что под честью понимается определенная социальная оценка личности, ее объективное общественное свойство. М. Малеина в свою очередь отмечала, что честь — это понятие родовое[5]. Ю.В. Молочков, поддерживая данную точку зрения, тем не менее, проводил параллель между понятиями честь и деловая репутация, рассматривая честь человека как грань его положительной репутации[6].

    То есть практически все исследователи вопроса о чести пришли к выводу, что это определенная внешняя оценка лица обществом. Мы разделяем уточнение Ю.В. Молочкова и А.М. Эрделевского, что чести присущ признак положительной оценки обществом нравственных качеств личности. Это обстоятельство имеет большое значение, поскольку объектом судебной защиты может быть только честь в ее позитивном понимании.

    В Философском энциклопедическом словаре чувство собственного достоинства определено как самоуважение, с которым человек относится к себе, как к личности[7]. Развивая эту мысль, М.В. Баглай отмечает, что «достоинство человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других. Оно достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и защищенность. Достоинство превращает человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства»[8].

    Т.А. Фаддеева считает, что достоинство — это «самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. Самооценка должна основываться на социально значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности»[9]. То есть достоинство производно от чести, поскольку самооценка личности базируется на тех же общезначимых критериях, что и ее внешняя оценка. Правда, Л.О. Красавчикова под достоинством личности подразумевает самооценку не только своих моральных, но и деловых, а также иных социальных качеств[10]. В этом есть рациональное зерно: со стороны проще отделить одно от другого (личные качества от профессиональных), изнутри — сложнее. Как правило, личность воспринимает себя как цельное существо.

    А. Эрделевский, проводя аналогию с честью, отмечает, что достоинство так же сопровождается в сознании лица положительной оценкой своих личностных качеств[11]. То есть, в данном, случае речь так же идет о позитивной оценке (точнее, самооценке). Но, если достоинство по определению может быть только со знаком «плюс», тогда оказывается неточной формулировка «унижение достоинства», поскольку сложно унизить самого себя в собственных глазах, иными словами, «самоуничижение» не имеет никакого отношения к диффамации. Ибо диффамация — это распространение ложных (а в США и правдивых) порочащих сведений о лице помимо его воли. Однако распространение ложных порочащих сведений другим лицом может повлиять на собственную самооценку (понизить ее, уменьшить), что связано с нравственными переживаниями опороченного (такой феномен, например, срабатывает при постоянном оскорблении человека). Но прямой зависимости здесь нет, данный факт зависит чаще всего от самой личности, ее характера. Представляется, что в конституционной норме (ст. 21) не случайно речь идет не об унижении, а об умалении (выделено нами) достоинства, самоуничижение, как мы уже отмечали, – не диффамация, поэтому правильнее было бы говорить не об «унижении чести и достоинства», а об унижении чести и умалении достоинства.

    В целом, понятие «честь» во многом связано и сходно с категорией достоинства, однако, как обоснованно отмечает М.Л. Гаскарова, «в отличие от достоинства моральная ценность личности в понятии честь связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним заслугами»[12]. К.Б. Ярошенко по этому поводу так же пишет: «Честь и достоинство гражданина — его моральные качества, моральная ценность. Это очень близкие понятия. Различие лишь в субъективном или объективном подходе к оценке этих качеств: если имеется в виду оценка со стороны окружающих — речь идет о чести гражданина, а если самооценка — о его достоинстве»[13].

    Можно сделать вывод о том, что честь и достоинство соотносятся между собой как оценка и самооценка, как почтение и самоуважение.

    Деловая репутация представляет собой оценку профессиональных качеств конкретного лица (как физического, так и юридического). Так же следует отметить, что, если к физическим лицам применима в полном объеме защита чести, достоинства и деловой репутации (поскольку самое распространенное правонарушение в этом случае — это оскорбление, клевета), то, к юридическим лицам применима только защита деловой репутации (распространением порочащих сведений в отношении юридических лиц умаляется именно деловая репутация).

    Честь и достоинство личности особенно нуждаются в защите в случаях, когда закон связывает возможность той или иной профессиональной деятельности с наивысшими нравственными свойствами личности (честность, беспристрастность и т.п.). Соответственно, предлагаем ввести в гражданское право определения чести и достоинства, позволяющие разграничить эти две самостоятельные категории, а так же закрепить особенности их защиты в законодательстве (причем не только в гражданском), так как диффамация нарушает и другие (например, трудовые) права граждан. Однако этот шаг ставит дополнительные вопросы. Например, если честь — это самооценка, а достоинство — внешняя оценка личности, то вполне возможно, что в отдельных правонарушениях только одно из них будет выступать объектом диффамации, а в других — оба, и доказывать необходимо будет либо одно, либо оба факта причинения вреда. Однако даже если нет разницы, и во всех случаях, и честь, и достоинство страдают, все равно не правильно их употреблять, как синонимы. Кроме того, неверно употреблять все три категории в одной связке, как это сделано в статье 152 ГК РФ. Очень интересным с данной точки зрения представляется, на наш взгляд, так же дальнейшее исследование соотношения дефиниций понятий «личное достоинство» (встречающихся в конституционном и гражданском праве) и «человеческое достоинство» (бытующее в международном праве).

    Список литературы

    1. Философский энциклопедический словарь. — М., 1998. — С. 512.
    2. Советское гражданское право. Учебник. Т.1. — М., 1979. — С. 196.
    3. Гражданское право. Учебник для вузов. Часть первая / Под общ. ред. Илларионовой Т.И. и др. / М., 1998. — С. 186.
    4. Эрделевский А. Диффамация // Законность. — 1998. — № 12. — С. 11.
    5. Малеина М. Нематериальные блага и перспективы их развития развития // Закон. — 1995. — № 10. — С. 104.
    6. Молочков Ю.В. Защита чести и достоинства в гражданском процессе. Автореферат дис… канд. юр. наук. — Екб, 1993. — С. 3.
    7. Философский энциклопедический словарь. — М., 1987. — С. 512.
    8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. — М., 1999. — С. 177.
    9. Гражданское право. Часть 1. Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. — М., 1996. — С. 317.
    10. Гражданское право. Учебник для вузов. Часть первая / Под общ. ред. Илларионовой Т.И. и др. / М., 1998. — С. 186.
    11. Эрделевский А. Диффамация // Законность. — 1998. — № 12. — С. 11.
    12. Гаскарова М.Л. Правовая защита чести и достоинства личности: вопросы теории. Автореферат дис… канд. юр. наук. — М., 1999. — С.11.
    13. Ярошенко К.Б. Жизнь и здоровье под охраной закона. Гражданско-правовая защита личных неимущественных прав граждан. — М., 1990. — С. 155.
    14. Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

      Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

      Этические понятия «честь» и «достоинство» имеют непосредственное отношение к ценности личности. Но в каждом случае можно заметить свои нюансы. Рассмотрим подробней упомянутые категории и узнаем, чем отличается честь от достоинства.

      Определение

      Честь – это соответствие облика человека или социальной группы высоким нравственным представлениям, которые существуют в обществе.

      Достоинство – это значимость личности, а также внешнее проявление самоуважения за имеющиеся положительные качества.

      Сравнение

      Обе этические категории касаются духовности, нравственности. А отличие чести от достоинства заключается в том, что первое понятие характеризуется объективностью, а второе – более субъективное. Честь имеет отношение к общественной оценке поведения человека, его образа жизни, поступков, заслуг. Созвучными здесь являются понятия «репутация», «почет», «авторитет». Обладать честью значит заслужить доброе имя.

      В этом случае человек часто рассматривается как представитель какой-либо профессии, сословия, социальной группы (честь офицера, девичья честь). Чтобы поддерживать мнение о себе на должном уровне, необходимо, благодаря усилиям воли, сохранять определенные качества и выполнять все обязанности, соответствующие общественной роли. Нередко честь ставится даже выше, чем жизнь человека.

      Тем временем достоинство больше относится к личности как таковой. Оно основано на мнении человека о себе, своих способностях, достижениях. Речь здесь идет о самоуважении, которое, естественно, не может быть беспочвенным. Однако тут важно соблюдать некоторый баланс. С одной стороны, не следует приуменьшать свое достоинство, с другой – не стоит и возвышаться, становиться нескромным.

      Необходимо упомянуть и о контролирующей функции достоинства. Имеется в виду, что оно, являясь как бы внутренним стержнем, не позволяет человеку переступать некую черту и удерживает от безнравственных деяний. Тот, кому важно не потерять свое достоинство, не опуститься, вызывает уважение окружающих.

      В чем разница между честью и достоинством? В том, что первая категория связана с определенным статусом личности, который нужно завоевать. Достоинство же раскрывается и в другом значении. Под этим словом также понимается благо, которое дается человеку уже с рождения. Не стоит забывать, что честь и достоинство каждого из нас охраняются законом.

    Ссылка на основную публикацию
    Займ на карту
    close slider

    Adblock
    detector